Банки смягчили условия автокредитования. Однако объемы кредитования достигнут докризисного уровня не ранее 2016 г. Объемы реализации новых легковых автомобилей, приобретаемых в личное
пользование, бьют рекорды в посткризисной истории рынка. При этом доля пассажирских транспортных средств, продаваемых в кредит, постоянно увеличивается и до конца года может достичь 20%. Гормоны роста По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting (г.Киев), в августе текущего года было продано более 21 тыс. новых автомобилей, что на 54% превысило показатели августа прошлого года. "Даже несмотря на сезонное снижение активности, в августе операторы сумели побить рекорд пикового июля, реализовав на 4,8% больше автомобилей, — отмечают эксперты компании. — Покупатели, подогреваемые слухами о грядущем введении импортных пошлин на иномарки, отправились в салоны, на ажиотаже сыграли и банки, которые стали активно кредитовать покупку новых автомобилей". По оценкам Владимира Буданова, заместителя директора департамента розничных продуктов "ВТБ Банка", около 15% новых легковушек приобретаются с помощью банковского кредитования. Это значит, что в августе в кредит было продано более 3 тыс. транспортных средств. Положительную динамику рынка автокредитования подтверждают и банкиры. По словам Антона Шаперенкова, заместителя председателя правления "VAB Банка" (г.Киев; с 1992 г.; 2,5 тыс.чел.), объемы выдачи банком автокредитов ежемесячно увеличиваются в 2-3 раза. К примеру, Правэкс-Банк только за август выдал около 600 кредитов на покупку авто (соответствует рыночной доле в 20%) более чем на 62 млн грн. (т.е. средняя сумма одного кредита — более 103 тыс.грн.). При этом данный показатель втрое превышает аналогичный показатель августа 2010 г. Впрочем, участники рынка отмечают положительную динамику на протяжении всего текущего года. Например, за январь — август 2011 г. "ВТБ Банк" оформил около 2400 автокредитов более чем на 265 млн грн. (средняя сумма — 110,4 тыс.грн.), тогда как за аналогичный период 2010 г. выдал лишь 420 кредитов примерно на 30 млн грн. (средний размер займа — 71,4 тыс.грн.). Таким образом, в "ВТБ Банке" количество выданных займов увеличилось почти в 6 раз, а средний размер займов — в 9 раз. Государственный Ощадбанк в первом полугодии 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в денежном выражении оформил на 17% больше автокредитов, тогда как в количественном — на 12% меньше. Увеличение среднего размера одного кредита объясняется постепенным снижением требований банков к размеру минимального собственного взноса, а также тем, что в кредит покупают все больше дорогих авто. В то же время есть финучреждения, фиксирующие уменьшение среднего размера автокредитов. Например, с момента выхода на рынок автокредитования в марте этого года количество выданных займов на покупку авто в ПУМБе увеличилось более чем в 8 раз, а их объем — только в 5 раз. Стандартное отклонение Согласно расчетам экспертов компании "КредитМаркет", по состоянию на 12 сентября текущего года средняя эффективная ставка по автокредитам составляет почти 35% годовых. Расчет эффективной ставки производился по методике НБУ, т.е. с учетом всех сопутствующих расходов, в том числе на страхование. При расчетах принималась во внимание только стоимость стандартных программ автокредитования, без учета акционных предложений, субсидируемых продавцами транспортных средств. "За прошедшее с момента предыдущего замера время (с 29 августа. — Ред.) только два банка из нашей "корзины " скорректировали свои предложения по автокредитам. Изменения коснулись номинальной ставки: один банк ее снизил на 1,5 п.п., другой — увеличил на 0,1 п.п. Минимальные и максимальные ставки не изменились", — объясняет Денис Раковский, директор по продажам компании "КредитМаркет" (г.Киев; потребительское кредитование; с 2008 г.; 250 чел.). По его словам, ужесточающаяся конкуренция между банками-кредиторами сдерживает рост эффективных ставок по автокредитам, несмотря на подорожание ресурсов. Тем не менее эксперт не исключает повышения стоимости кредитов в краткосрочной перспективе. Отметим, что кумулятивный показатель стоимости кредитов "Индекс КредитМаркет автомобильный" рассчитывается на основе информации о гривневых займах, предоставляемых на 70% стоимости нового автомобиля (первоначальный взнос — 30%) сроком на три года при аннуитетной схеме погашения. Расчет делается для кредита в размере 80 тыс.грн., что соответствует стоимости автомобиля в 114,3 тыс.грн. Любопытно, что акционные автокредиты на новые иномарки сроком на один год вдвое дешевле стандартных предложений. По подсчетам аналитиков компании "Простобанк Консалтинг" (г.Киев), реальная ставка по таким льготным кредитам составляет 14% годовых. требований банков к размеру минимального собственного взноса, а также тем, что в кредит покупают все больше дорогих авто. В то же время есть финучреждения, фиксирующие уменьшение среднего размера автокредитов. Например, с момента выхода на рынок автокредитования в марте этого года количество выданных займов на покупку авто в ПУМБе увеличилось более чем в 8 раз, а их объем — только в 5 раз. Стандартное отклонение Согласно расчетам экспертов компании "КредитМаркет", по состоянию на 12 сентября текущего года средняя эффективная ставка по автокредитам составляет почти 35% годовых. Расчет эффективной ставки производился по методике НБУ, т.е. с учетом всех сопутствующих расходов, в том числе на страхование. При расчетах принималась во внимание только стоимость стандартных программ автокредитования, без учета акционных предложений, субсидируемых продавцами транспортных средств. "За прошедшее с момента предыдущего замера время (с 29 августа. — Ред.) только два банка из нашей "корзины " скорректировали свои предложения по автокредитам. Изменения коснулись номинальной ставки: один банк ее снизил на 1,5 п.п., другой — увеличил на 0,1 п.п. Минимальные и максимальные ставки не изменились", — объясняет Денис Ра-ковский, директор по продажам компании "КредитМаркет" (г.Киев; потребительское кредитование; с 2008 г.; 250 чел.). По его словам, ужесточающаяся конкуренция между банками-кредиторами сдерживает рост эффективных ставок по автокредитам, несмотря на подорожание ресурсов. Тем не менее эксперт не исключает повышения стоимости кредитов в краткосрочной перспективе. Отметим, что кумулятивный показатель стоимости кредитов "Индекс КредитМаркет автомобильный" рассчитывается на основе информации о гривневых займах, предоставляемых на 70% стоимости нового автомобиля (первоначальный взнос — 30%) сроком на три года при аннуитетной схеме погашения. Расчет делается для кредита в размере 80 тыс.грн., что соответствует стоимости автомобиля в 114,3 тыс.грн. Любопытно, что акционные автокредиты на новые иномарки сроком на один год вдвое дешевле стандартных предложений. По подсчетам аналитиков компании "Простобанк Консалтинг" (г.Киев), реальная ставка по таким льготным кредитам составляет 14% годовых. "Нулевые" авансы так и не стали массовым явлением и зачастую носят маркетинговый характер, — отмечает г-н Шапе-ренков. — Кроме того, как правило, по кредитам под 0% годовых банк предполагает более высокую доходность, за счет которой старается покрыть свои риски ". Половина опрошенных БИЗНЕСОМ банкиров не признаются, как часто отказывают потенциальным заемщикам, желающим приобрести авто в кредит. "На этапе консультаций отказов, конечно, много. Но когда оставшиеся заявки поступают на рассмотрение в соответствующие службы банка, количество отказов сокращается до минимума ", — говорит Владимир Радь-ко, начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра. В то же время некоторые финучреждения озвучили данный показатель. Так, в "Альфа-Банке" отказы в общей массе заявок на получение кредита составляют 20-30%. "Поскольку мы работаем в основном с клиентами, приобретающими автомобили с авансами в 40-50%, то уровень отказов достигает 10-20%", — отмечает г-н Шаперенков. В "ОТП Банке" сообщили, что отказывают 10% заемщиков, в Ощадбанке уверяют, что отклоняют заявки менее чем в 2% случаев. Долевое участие Участники рынка называют достаточно скромным показателем 15% реализации в кредит легковых авто, приобретаемых для личного пользования (доля реализации в кредит коммерческих авто составляет 7%; подробнее см. на www.business.ua БИЗНЕС №37 от 12.09.11 г., стр.31-33). Такое положение дел объясняется несколькими факторами. "Кредитные программы, которые предлагают банки сейчас, предполагают авансовый платеж в 15-20%, а дм многих людей это серьезные накопления, — отмечает начальник отдела кредитных продуктов "ОТП Банка" Светлана Спицына. — В то же время предложения с нулевым первоначальным взносом, как правило, характерны для акций с партнерами-автодилерами и распространяются на отдельные марки авто ". Банкиры отмечают, что наибольшим спросом пользуются автомобили стоимостью не более 320 тыс.грн. И очень часто за ними в автосалонах очереди, т.е. покупателям приходится ожидать по 2-6 недель. Негативно на реализацию авто в кредит влияет наличие вторичного рынка. "В период кризиса рынок подержанных автомобилей вырос в несколько раз, в том числе и за счет реализации залоговых авто. Поэтому многие люди более склонны купить неновую машину, которая обойдется значительно дешевле новой, взятой в кредит ", — поясняет г-жа Спицына. Впрочем, некоторые банкиры считают, что развитию рынка автокредитования препятствует низкая платежеспособность потенциальных заемщиков. "Потребность населения в банковском кредитовании на приобретение авто снизилась в связи с низкой же платежеспособностью заемщиков, официальный доход которых не позволяет оформить банковский кредит ", — отмечает Антон Тютюн, заместитель председателя правления Ощадбанка (г.Киев; с 1991 г.; 38тыс.чел.). Тем не менее участники рынка сходятся во мнении, что ожидаемое повышение пошлины на ввоз автомобилей увеличит как их реализацию в целом, так и долю автокредитов в общих объемах сбыта. Банкиры считают, что до конца года ставки по автокредитам не снизятся, поскольку не ожидается снижения ставок по депозитам. Скорее, минимальные авансы на рынке будут примерно одинаковыми, а эффективные ставки по существующим предложениям сохранятся в диапазоне 14-18% годовых. Предложение нулевых авансов не станет массовым явлением — банки будут продолжать следить за качеством новых кредитов и увеличивать их долю в кредитном портфеле, чтобы получить возможность уменьшить резервирование и освободить ресурс для наращивания кредитной активности. Банкиры —... ...об акциях Владимир Буданов (34), заместитель директора департамента розничных продуктов "ВТБ Банка"(г.Киев; с 2005 г.; 4,7 тыс.чел.): — Динамика выдачи автокредитов в нашем банке все-таки свидетельствует о положительной рыночной тенденции, которая заключается в постепенном повышении спроса на автокредиты. Мы ожидаем, что к концу года доля автомобилей, продаваемых в кредит, приблизится к 20%. Рост этого показателя будет обусловлен в первую очередь всевозможными совместными акциями банков и автосалонов. Кстати, одной из основных тенденций текущего года я бы назвал налаживание банками связей с автосалонами. В то же время я думаю, что к кредитованию "с закрытыми глазами" банки вернутся еще нескоро — финансисты по-прежнему тщательно анализируют платежеспособность заемщиков. Докризисная "гонка" наращивания портфелей до сих пор дает о себе знать проблемными кредитами, особенно в некоторых банках. Кроме того, в докризисный период возможно было кредитование в валюте со ставками ниже, чем в гривнях. Сейчас же банки, да и сами заемщики пытаются уйти от валютных рисков. В свою очередь, регулятор повысил отчисления в резервы по кредитам в валюте, что уже делает ставку по гипотетическим кредитам в валюте выше, чем она была в 2008 г. ...о платежеспособности Владимир Радько (29), начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра (г.Киев; с 1991 г.; 400 чел.): — Сейчас отнюдь не все банки готовы рассматривать неофициальные доходы заемщиков. В то же время у населения по-прежнему недостаточный уровень официально подтвержденных доходов. Следовательно, долю реализации автомобилей в кредит можно увеличить за счет более лояльного подхода банков к оценке платежеспособности заемщиков, а также за счет детенизации зарплат. Конечно же, объемы сбыта авто в кредит еще не те, что были до кризиса, но условия кредитования уже достигли докризисных параметров: есть и предложения с нулевыми авансами, и кредиты сроком до 10 лет, и ряд других проявлений либерализации рынка. Единственное, где банки еще не достигли докризисного показателя, — это кредитование без справки о доходах. Честно говоря, думаю, что такое кредитование если и возродится, то очень нескоро. В ближайшее время процентные ставки могут снизиться только у тех банков, где они были выше рыночных. Банки, которые демпинговали, могут повысить ставки, но не более чем на 0,5-1 п.п. К концу 2011 г. — началу 2012 г. увеличится количество совместных кобрендовых предложений, так как автоимпортеры будут заинтересованы в распродаже остатков автомобилей 2011 года выпуска. ..о перспективах авторынка Светлана Спицына, начальник отдела кредитных продуктов "ОТП Банка" (г.Киев; с 1998 г.; 3,5 тыс.чел.): — Низкие темпы роста украинского авторынка в целом отображают мировые тенденции. Так, по статистике Европейской ассоциации автопроизводителей, объем реализации легковых автомобилей в странах ЕС в 2011 г., по сравнению с 2010 г., сократился на 4%. Украинский авторынок занял третье место в Европе по падению автопродаж. Большую отрицательную динамику продемонстрировали только Румыния и Венгрия. Конечно, существенный прирост сбыта не может начаться без активного использования программ автокредитования и лизинга. Еще одним сдерживающим фактором является и медленное повышение доходов населения. Потенциал украинского рынка очень велик, но стремительного роста не будет. К показателям реализации 2008 г. рынок вернется не ранее 2016 г. Пока же он будет увеличиваться на 10-15% в год. По прогнозам автоэкспертов, продажи новых легковых автомобилей в 2011 г., по сравнению с прошлым годом, возрастут на 14,4% и составят более 185 тыс.шт. Что же касается реализации автомобилей в кредит, то их доля может увеличиться к концу 2011 г. до 23%. Банкир — о кредитной доле Дмитрий Крепак (40), заместитель председателя правления по розничному бизнесу ПУМБ (г.Донецк; с 1991 г.; 2,5 тыс.чел.): — По нашим оценкам, доля автомобилей, продаваемых в кредит, в этом году достигнет 20%. Тогда как в прошлом году этот показатель составлял в среднем 11-12% (пиковый уровень был в пределах 15%). Низкий процент реализации автомобилей в кредит по сравнению с докризисным периодом связан в первую очередь с желанием банков получить более надежного и стабильного клиента с хорошей кредитной историей. Увеличение доли сбыта автомобилей в кредит возможно за счет дальнейшего (более массового) уменьшения размера первоначального взноса, требований к клиенту, а также общего уровня процентных ставок на долгосрочные кредиты. По этим параметрам предложения на рынке автокредитования уже уверенно выходят на докризисный уровень. Поэтому в течение ближайших полутора-двух лет доля кредитных автомобилей должна увеличиться до 35%, а еще через четыре года возможно восстановление до пикового показателя 2008 г. — 65%.